Юбилей вагонников Котласа: штрихи к истории предприятия
|
||||
В этом году, осенью, исполнилось 80 лет Котласскому вагонному депо. Торжественное собрание коллектива по этому поводу пройдёт 16 декабря. Железнодорожники соберутся, чтобы вспомнить историю, чествовать трудовые династии, ветеранов и лучших работников наших дней. Мне, инженеру-вагоннику по образованию, довелось поработать в коллективе в семидесятых годах прошлого столетия (помощником машиниста мотовоза и техником-технологом, возглавлял тут крупную комсомольскую организацию, рабкоровский пост (а после был общественным корреспондентом «Северной магистрали», всё ещё числясь в депо). Много написал о предприятии в газеты! Всегда интересовался его делами, успехами, словом, держал краеведческую руку на пульсе истории депо. Предлагаю сжатый очерк-обзор о вагонном, пассажирском, хозяйстве Котласа.
К середине 30-х годов 20 века железнодорожная ветка Киров – Котлас была частью Горьковской железной дороги. В 1936 году управление дороги создало в Котласе 6-й вагонный участок. В его задачи входил ремонт подвижного состава и обеспечение безопасности движения поездов на участке от Котласа до Мурашей. Были созданы ПТО. В Котласе внедрили и конвенционный осмотр грузового порожняка с подъёмкой вагонов, выкаткой колёсных пар, ремонтом кузова. Всё это – с примитивной механизацией (паровозных и реечных домкратов), на путях паровозного депо, под открытым небом. Постепенно появились помещения дощатого типа. В Великую Отечественную войну, с появлением Северо-Печорской железной дороги (с управлением в Котласе) на имеющейся вагонной базе создали собственно депо для ремонта грузовых и пассажирских вагонов. Помалу предприятие стало специализироваться на оздоровлении только пассажирского подвижного состава – двухосных вагонов. Работы велись самоотверженно, в тяжелейших условиях. Весной 1942 года ушёл первый пассажирский поезд Котлас – Кожва, в этот тяжёлый год начали строить и собственные вагонные помещения. В строй действующих новое депо вошло осенью 1944 года. Уже в 1946-47 годах депо реконструировали, с сорок седьмого оно стало ремонтировать только пассажирские вагоны. В 1949 году отправился из Котласа первый поезд на Москву. Потом ещё составы, поезд стал образцовым.
Важная веха: в 1961 году слили в одно предприятие депо и резерв проводников. Следующий памятный год – 1966, года начали ремонтировать только цельнометаллические вагоны для всей магистрали. С 1968 года стали стремительно расширять техническую базу депо. К 1973 году депо представляло собой уже подлинно индустриальное предприятие, оснащённое передовыми технологиями для годового ремонта 630 вагонов, трудилось 1 277 человек. К концу восьмидесятых в депо насчитывалось уже 1 400 работающих. В 1987 году коллектив девять раз занимал призовые места в дорожном и всесоюзном соревновании. В 1995-97 года строили новое 3-этажное здание резерва проводников. В 97-м сдали и вагономоечную машину, новую прачечную. Памятные необычные дела коллектива: ремонт агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Ленинский комсомолец» (начало 1980 года), построили храм на колёсах (2002). Коллектив имеет редчайшие награды! В 1970 году от имени ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина и ВЦСПС наградили Ленинской юбилейной Почётной грамотой (за высокие показатели к 100-летию вождя революции). Поздравительную телеграмму прислали тогда министр Бещев и председатель ЦК профсоюза рабочих ж.д. транспорта Ковалёв. В 1972 году настоящий фурор: получение Юбилейного Почётного Знака к 50-летию СССР (опять от ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина и ВЦСПС). На его вручение приезжал начальник дороги Ф. Шулешко. Знак, он редкой красоты, ручная работа из серебра на монетном дворе, бережно хранится в музее депо, как и другие реликвии, свидетельства трудовых побед. Осенью 1987 года снова Почётная грамота высочайшего ранга, от ЦК КПСС, Совмина, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ – к 70-летию Великой Октябрьской революции. Коллектив заносили в дорожную Книгу Трудовой Славы, подобную областного уровня, на Доску Почёта Архангельской области. Коллективу присвоили звание имени 60-летия СССР. Имеет на вечном хранении ряд знамён, одно из них, дорожное, вручили как победителю соревнования в честь XXII съезда партии. Стали реликвиями и деповская Книга трудовой славы, многочисленные альбомы по рационализации, работе общественных инспекторов по безопасности движения поездов, развитию спорта. Легендарные начальники депо: Л.В. Двинянинов (первый), В.М. Чемшит, А.Г. Логинов, М.Ф. Лифшиц, В.Е. Рекант, А.М. Шульгин. Помнят профсоюзного долгожителя Н.П. Шабалина, председателя профкома десятки лет. Прославленные труженики-орденоносцы: Г.А. Ошурков (знаменитый слесарь-рационализатор, орден Ленина), бригадир комплексной бригады заготовительного цеха А.Я. Процай («Знак Почёта», его коллектив побеждал во Всесоюзном соцсоревновании 1978 года), мастера заготовительного и монтажного цехов Л.А. Тулубенский (Трудового Красного Знамени) и А.М. Потёмкин (Трудовой Славы 3 степени), Л.П. Лубнина (Трудового Красного Знамени, начальник поезда и областной депутат), слесарь Н.Ф. Мелентьев (Трудовой Славы двух степеней), Б.А. Никандров (редчайший орден Октябрьской революции), мастер сборочного цеха и зам. начальника по ремонту И.Н. Быков (Трудового Красного Знамени), кадровик, он фронтовик, М.В. Бушманов («Знак Почёта»)
Депо гордится рационализаторами: инженером Г.И. Лаврентьевым, слесарями Б.В. Слотиным, Л.Н. Петуховым. В депо трудился бригадиром А.И. Попов – заслуженный работник транспорта РФ. Большой список деповчан, имеющих звание почётных железнодорожников. Совершенно уникальный человек работал здесь кузнецом – Павлин Малых. Прошёл войну, активист ветеранского движения. Один из лучших гармонистов всего города. Получил памятную медаль к 65-летию Победы и свидетельство об этом, подписанное самим Президентом РФ Д.А. Медведевым, в Москве побывал в составе делегации всего шестерых участников Великой Отечественной из Архангельской области. Другая легендарная личность – П.И. Струменко. Он, пройдя войны, работал инструментальщиком и художником-оформителем, возглавлял совет ветеранов войны, а потом создал замечательный деповской музей. Династии какие в депо, редчайшие! Это интеллектуалы-производственники Шульгины-Лысцевы (Ф. Лысцев – инженер, Анна Лысцева-Шульгина – многолетний бухгалтер депо, её муж инженер М. Шульгин, его сын А.М. Шульгин – начальник депо четверть века, уже его трое сыновей-инженеров – Денис, вырос до начальника Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, Дмитрий – сейчас главный инженер депо, Даниил – трудится технологом в депо). Семья Никандровых (бригадир Борис Алексеевич, бухгалтер Анна Федотовна, сын Александр – как молодой новатор производства получил бронзовую медаль ВДНХ). Сиволобовы: бухгалтер Капиталина Фёдоровна, сыновья Евгений и Сергей – инженер и зам. начальника депо и слесарь-электрик (лучший уполномоченный оп охране труда в России). Мокрецовы и Пронины, Вершинины и Дементьевы, много династий в резерве проводников. Много было структурных преобразований! Существовала и Котласская дирекция по обслуживанию пассажиров (ДОП-6), в ней работало, с депо, резервом проводников, вокзалами и другой инфраструктурой, до двух с половиной тысяч человек! Большую роль сыграли в развитии пассажирской базы Денис Шульгин (возглавлял ДОП-6), Виктор Мотовилин (был главным инженером депо, сейчас главный инженер филиала ФПК). Сейчас существуют два самостоятельных предприятия (в составе Северного филиала ФПК): пассажирское вагонное депо (ЛВЧД-12, начальник С.Л. Пахтусов) и вагонный участок (ВЧ-6, начальник Д.В. Евдокимов). Они самостоятельные, в каждом своя профсоюзная организация. А вот совет ветеранов, логично, – объединённый. Работают их коллективы, как и предшественники, отлично, получают дипломы сетевого и дорожного уровня. В ВЧ-6 блистают бригады, работающие с «Паспортом доверия» (Игоря Хатченко, Антона Соколова), громкие успехи у бригады Владимира Дулова. В депо на неразрушающем контроле трудится Наталья Сидельникова – она лучший мастер ФПК. С.Ю. Протасова (с автоконтрольного пункта) наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». В депо освоили ремонт систем кондиционирования вагонов (модернизировали электроцех) и деталей повышенного ресурса (новое оборудование, учёба специалистов), ввели окраску вагонов краскопультами. – Закончив серьёзную модернизацию, перейдя на двухсменный график работы (изменили технологию работы предприятия и структуру управления участками производства, в итоге увеличив выпуск продукции на 60 процентов), готовимся (многое начато – оснастка есть, людей учим) к ремонту вагонов нового поколения, снова перегруппируем производство. Пока ремонт новых тверских вагонов ведут только Москва и Санкт-Петербург, будем и мы! – подчёркивает главный инженер Дмитрий Шульгин. – Внедряем принципы «Бережливого производства». Депо успешно пройдена процедура сертификации производства капитального ремонта вагонов на соответствие международным стандартам. На базе депо и участка в 2010 году провели молодёжный форум Северного филиала ФПК, ответственное для котлашан мероприятие. Посланцы депо и участка блистают на других подобных дорожных форумах, а также по сети. Даниил Шульгин (с поддержкой творческой бригады из депо) получил одобрение своего проекта на уровне РЖД. А Владимир Янович из ВЧ-6 на форуме ФПК в Сочи стал третьим в России и получил особый сертификат на реализацию проектов. Предприятие всегда имело большое значение для города – и градообразующее, и социальный аспект (перевозка пассажиров), и громкие трудовые победы, создающие славу Котласу. Вся история депо хорошо вписывается в контекст приближающегося 100-детия города, отражая не только судьбы конкретных людей и развитие предприятия в целом, но и всю советскую эпоху. К юбилею предприятия мне удалось в сжатые сроки создать книгу «Восемьдесят лет под стук колёс» (очерки истории предприятий пассажирского хозяйства Котласского железнодорожного узла). С материалом хорошо помог Пётр Ефимов – бывший начальник поезда, тоже общественник в депо – комсомольский и профсоюзный лидер в 60-70 годы, почётный железнодорожник, многие годы председатель ветеранской организации вагонников, сейчас смотритель музея депо.
Мы подготовили в объёмистую книгу (432 страницы) 142 главы, рассказав в них о всех главных событиях и достижениях минувших десятилетий, разместив рекордное число фотографий – 973! Особое внимание уделено труженикам-вагонникам всех поколений и профессий. Использованы не только материалы музея и воспоминания старожилов депо, но и эксклюзивные изыскания в редкой по доступности газете «Большевистский транспорт». Предисловие написал заслуженный работник транспорта, почётный железнодорожник Александр Шульгин – начальник пассажирского депо в 1979-2004 годах.
1 декабря 2016 года
Вернуться на страницу "Новости от КИПОДК".
Вернуться на главную страницу сайта.
© Идея и дизайн сайта - Барсуков Анатолий. При использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно" (раздел "Северное Трёхречье") и авторов работ обязательна. |